Жизнь – игра в VUCA мире

Можем ли мы наверняка знать, что будем делать сегодня вечером? Где мы будем находиться, что нас будет окружать, кто будет рядом? Мы этого знать точно не можем. Мы лишь предполагаем, но не всегда запланированное сбывается. Всё дело в случайности и неопределенности. Мы живём в мире VUCA (VUCA — это аббревиатура из английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Все эти 4 фактора играют большую роль в жизни современного человека. Именно играют. Случай стоит за непредсказуемыми поворотами, резкой сменой обстановки или же событийного ряда. Изменения в нашей жизни происходят очень быстро, что предъявляет высокие требования к самому человеку: больше гибкости, наиболее развитого умения адаптироваться к чему-то новому, незнакомому, способности увереннее полагаться на интуицию. Это довольно глубокая, философская тема для размышлений, в которой многие деятели искусства черпали и продолжают черпать вдохновение. Это касается музыки, театра, литературы, хореографии, кинематографа. Безусловно, и изобразительного искусства.

Погрузиться в арт-пространство случая мне удалось на выставке «Игра» частного музея AZMuseum. В этой статье поделюсь своими ощущениями от интересных экспонатов и мыслями, на которые меня натолкнула уникальная авторская лекция “Тузы и джокеры мирового искусства” искусствоведа Сергея Соловьева. 

Организаторы  выставки для создания атмосферы и полного погружения в тему игры пригласили трио духовых инструментов в составе: Евгения Юшина (флейта) - солистка Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Светланова; Николай Инкижинов (кларнет) - солист Государственного симфонического оркестра России им. Е. Светланова; Андрей Шамиданов (фагот) - солист Российского национального оркестра. Живая музыка как один из мощнейших экспрессивных видов искусств, буквально за считанные секунды переносит меня в пространство игры и случая.

Один из самых интересных ходов, который позволяет художникам воплощать тему случайности, - это идея использовать в работах игральные карты. Эта деталь уже своим присутствием намекает на общую мысль, задумку автора. Заглянем в историю, чтобы понять, как такая идея со временем трансформировалась, приобретала разную окраску. Например, в XVII веке карты делали из человека «игрушку», ведь, играя, он испытывал судьбу. И художники чаще изображали не просто людей, а их типы, акцентируя на этом внимание. В XVII веке от карт зависел исход, они драматизировали ситуацию. 

В XVIII веке общее звучание карточной темы меняется. Карты уже приобретают бытовое значение, перестают быть роковым элементом. Они выступают в роли милого атрибута семейного аристократического застолья. Далее мы замечаем, что карты начинают аккомпанировать образам, перестают доминировать. 

И только в начале XX века карты становятся главными героями. Они сливаются с людьми в противостоянии. Эту идею ярко воплотил французский художник Поль Сезанн.

В 14-15 годах карты вновь начинают играть человеком. Здесь можно проследить параллель с историческими событиями: в это время шла Первая мировая война. Возвращение мотива случая становится очевидным. Карта работает на абстракцию, на перевёртывание мира. Она изменяет всю мизансцену. Пример такого видения – работы испанского художника Пабло Пикассо. Интересно, что он обращался к картам, когда испытывал кризис с сюрреалистическим изображением.

Среди российских художников, обращавшихся к теме карт, ярко выступили Ольга Розанова (серия «Игральные карты»), Казимир Малевич («Авиатор»), Алексей Венецианов («Гадание на картах»), Владимир Немухин, 15 работ которого представлены в музее АЗ в рамках проекта «Игра». Его произведения отличаются ярким подбором палитры, интересными геометрическими сочетаниями, загадочностью. Объединяющий символ картин – карты. И, как известно, каждый символ несёт в себе определённый смысл.

Выставка «Игра» также позволяет гостям познакомиться с работами Дмитрия Краснопевцева, Анатолия Зверева, Платона Инфанте. 

Взяв колоду карт за «говорящую» деталь, художники разных стран обогатили сокровищницу мирового искусства. И сделали они это красиво, тонко обыграв тему случайности. Ведь как неизвестен расклад карт при раздаче, так никто не уверен в событиях следующего дня, недели, года. Эта мысль подталкивает к другим немаловажным размышлениям: о ценности времени, разумной трате собственной энергии и умении фокусироваться на положительном. Таким любопытным образом актуальные жизненные вопросы, темы, загадки перекликаются с произведениями искусства. Ведь художники всегда тонко чувствовали и передавали особенности окружающей их культуры и отражали характерные черты развития современного общества. 

Попадая на выставку, остро чувствуется связь поколений через игру. Нестабильность, неопределённость, сложность, неоднозначность мира (мир VUCA) подводят нас к пониманию, что случай проходит лейтмотивом свозь всю нашу жизнь. И это вдохновляет нас к действию, стараниям, стремлению к гармонии с целью научиться жить в этом непростом мире, который каждый день готовит для нас испытания. Всё развивается, мир будто становится тяжелее от новых задач, проблем, вопросов. И люди всё это чувствуют, пропуская через внутренний мир. Нужно лишь научиться делать это грамотно – не травмируя себя, а, наоборот, извлекая максимальную пользу. Именно поэтому выставка «Игра» откликается на атмосферу мира, в котором мы живём сейчас. Возникает ощущение, что художники через свои произведения намекают, что на случай повлиять нельзя, а на себя – можно. И даже нужно. Только так человек сможет жить в спокойствии, через препятствия познавая радость.

Будет здорово, если эта статья побудит Вас сделать давно отложенное дело или превратит намерение в действие. Сделать что-то играя, легко,интуитивно чувствуя, что Вы на правильном пути. VUCA-мир учит нас не медлить. Проигрывает тот, кто все время "не готов", кто все время откладывает и даже не пробует.

Рейтинг:

Настроение 5(5)
Расслабление 3(5)
Подъем энергии 4(5)
Качество сервиса 5(5)

Если Вы хотите быть в курсе новых инструментов по снижению эмоционального напряжения, подписывайтесь на новости.

ХОЧУ ЗНАТЬ О ТОМ, КАК ВПУСТИТЬ ИСКУССТВО В ЖИЗНЬ
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ЭМОЦИИ

Информация показалась Вам интересной, поделитесь в социальных сетях.